Опасности борьбы с коррупцией в Российской Федерации
(на примере уголовного преследования в отношении бывшего руководителя ГУЭБиПК МВД России генерала Сугробова Д.А.)
К сожалению, можно безошибочно утверждать, что коррупция существует ровно столько, сколько существуют на планете Земля государства и государственные институты. Люди, облаченные должностными полномочиями, не всегда могут противостоять соблазну корысти, тщеславия, иной личной заинтересованности, реализацию которых упрощает то самое должностное положение, обуславливающее наличие властных, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций и действуют вопреки интересам государевой службы.
Коррупция создает угрозу экономической безопасности государств и подрывает доверие граждан к государственным институтам (а согласно проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в ноябре 2012 года опроса россиян- 75% граждан считало, что коррумпированность общества остается крайне высокой), то есть разрушает основу государств.
Согласно сведений содержащихся в научном докладе от апреля 2013 г., подготовленном экспертами Национального антикоррупционного комитета и Постоянной комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (Официальный сайт специализированной организации «Национальный антикоррупционный проект Российской Федерации»: http://korupcii.net/), следует, что коррупционный оборот достигает порядка 300 миллиардов долларов в год. В том же докладе содержатся сведения, что по данным Банка России, в 2012 году 35 миллиардов долларов были выведены в рамках, так называемых, сомнительных финансовых операций.
В Российской Федерации, осознавая те угрозы, которые создает коррупция, начиная с 2008 года, активно формировалась нормативно-правовая база противодействия коррупции, принимались отдельные организационные меры по предупреждению коррупции.
В частности 31 июля 2008 года Президентом РФ утвержден «Национальный план противодействия коррупции» №Пр-1568 (в дальнейшем последовательно утверждались «Национальные планы противодействия коррупции» на 2010-2011 годы, 2012-2113 годы, 2014-2015 годы), 25 декабря 2008 года утвержден Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции», 21 сентября 2009 года постановлен Указ Президента РФ №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Однако в 2010 году было признано, что принимаемых мер недостаточно, так, утверждая Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «Национальную стратегию противодействия коррупции» в пункте 1 Президент РФ указал, что «…несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».
Те сложности и малая эффективность в борьбе с коррупцией, о которых указывалось в «Национальной стратегии противодействия коррупции» в 2010 году, были вызваны в том числе:
1) высокой латентностью и системностью коррупции, что подтвердил в ходе своего выступления на Третьем Евразийском антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции», проводившимся 24 — 25 апреля 2014 года в городе Москве РФ институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно со Счетной палатой РФ при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания РФ начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции кандидат юридических наук О.А. Плохой, который в частности указал, что только 4 — 5% случаев коррупции обнаруживаются и расследуются ввиду латентности и системности, а по результатам социологических опросов четверть граждан Российской Федерации вообще не считают, что коррупция является ненормальным, отклоняющимся явлением;
2) «поражением» коррупцией высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией;
3) зависимостью и коррумпированностью судебных органов власти (что обусловило включение в Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 года «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 года» рекомендации Председателю Верховного Суда РФ и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ об обеспечении создания подразделения (подразделений), координирующего (координирующих) реализацию мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов);
4) сосредоточением в 2008-2010 годах работы правоохранительных органов на количественном выявлении и пресечении только «бытовой» коррупции, а не на выявлении и пресечении коррупции в высших органах государственной власти (а как известно «рыба гниет с головы»), так называемой «корпоративной» или «системной» коррупции. Вновь возвращусь к данным, содержащимся в научном докладе «Коррупция в России: время решительных действий (краткий анализ коррупционной ситуации в России)» от апреля 2013 г., подготовленном экспертами Национального антикоррупционного комитета и Постоянной комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (Официальный сайт специализированной организации «Национальный антикоррупционный проект Российской Федерации»: http://korupcii.net/), согласно которым по существующей статистике, свыше 80 процентов осужденных – это представители низовой коррупции: мелкие взяточники на бытовом уровне. При том, что согласно данных, указанных в статье Якутина Ю.В. «Вечнозеленые» проблемы коррупции, опубликованной в журнале «Финансовая жизнь», 2010 год, № 1 за январь (с. 89) «по подсчетам российских экспертов, «бытовая коррупция» ежегодно изымает из кармана обычных россиян 3 миллиарда долларов, «корпоративная» обходится бизнесу в 33,5 миллиарда. Выдача лицензии или отзыв таковой у конкурента стоит от 1 до 5 миллионов долларов. За участие в нацпроекте чиновник может потребовать 30%, а то и 40% от выделенных средств, за получение госзаказа — треть от суммы проекта».
Именно поэтому для достижения коренных изменений в борьбе с коррупцией огромное значение имеет как совместная профилактическая работа правоохранительных органов и иных государственных органов (их подразделений), общественных объединений, юридических лиц, граждан по предупреждению коррупции, в том числе проверка соблюдения государственными служащими требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 9) об обязательном уведомлении представителя нанимателя (работодателя), органа прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, позволяющая уволить недобросовестных государственных и муниципальных служащих, так и системная оперативно-разыскная деятельность с использованием представителей общественности, оказывающих содействие в проведение оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и предупреждение действий коррупционной направленности во всех органах государственной власти (и в субъектах Российской Федерации и в высших органах государственной власти РФ), а также выявление всех «звеньев» коррупционных связей.
В III разделе утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «Национальной стратегии противодействия коррупции» «Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции», в качестве одних из основных принципов были установлены: «7.а)признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции…».
Для достижения целей и решения, сформулированных в «Национальной стратегии противодействия коррупции» задач, в Российской Федерации создана следующая организационная система противодействия коррупции (в данной организационной системе указаны не все органы, участвующие в реализации мер по противодействию коррупции, так как время отведенное для выступление не позволит мне изложить всю организационную систему):
1) Координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции и контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупцией, осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, который возглавляет Президент Российской Федерации.
Для решения текущих вопросов деятельности Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции сформирован Президиум Совета, который возглавляет руководитель Администрации Президента РФ, являющийся председателем Президиума Совета, а согласно Указу Президента РФ №80 от 14 февраля 2014 года (обращаю внимание на данную дату, так как принятие данного Указа Президента РФ стало отправной точкой в событиях, о которых мною будет указано далее) с данной даты ведение заседаний Президиума Совета возложено также на заместителя Председателя Президиума Совета (данная должность имеет огромное значение в аппаратной иерархии, так как через Совет проходит согласование назначений, увольнений всех лиц претендующих, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Центральной избирательной комиссии РФ и аппарата Счетной Палаты РФ) на которую с 28 июля 2014 года (Указ Президента РФ от 28.07.2012 года №1060) назначен советник Президента РФ Школов Е.М. На Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции возложены функции:
— по формированию повестки дня заседаний Совета;
-по созданию рабочих групп (комиссий) по отдельным вопросам борьбы с коррупцией (из числа как членов Совета, так и представителей иных государственных органов и общественных организаций, объединений, ученых, экспертов, специалистов);
-рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Центральной избирательной комиссии РФ и аппарата Счетной Палаты РФ, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;
-по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов, по решению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ.
2) В каждом государственном органе для профилактики коррупции созданы соответствующие подразделения, так:
-в Администрации Президента РФ создано Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
-в Правительстве РФ создано подразделение Аппарата Правительства по вопросам противодействия коррупции;
-в федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов созданы подразделения кадровых служб по вопросам противодействия коррупции;
-в правоохранительных органах созданы подразделения собственной безопасности,
в функции которых входит проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению, проверка сообщений о нарушениях или обращениях коррупционной направленности.
3) Координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинение в судах по данным уголовным делам, надзор за исполнением законодательства РФ, регулирующего использование государственного имущества и размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, за исполнением законодательства РФ о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе, за исполнением законодательства РФ в области организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, возложено на органы прокуратуры Российской Федерации.
4) Предупреждение, выявление, раскрытие, пресечения и расследование преступлений коррупционной направленности возложено:
— на органы внутренних дел (в которых для предупреждения, выявления, раскрытия и пресечения преступлений коррупционной направленности созданы специальные подразделения по экономической безопасности и противодействию коррупции, а для расследования уголовных дел — следственные подразделения)- МВД РФ;
-на федеральные органы безопасности (в которых для предупреждения, выявления, раскрытия и пресечения преступлений коррупционной направленности созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией)- ФСБ РФ;
-на федеральные органы охраны – ФСО РФ;
-на Следственный Комитет РФ (на который возложены функции возбуждения уголовных дел и осуществления предварительного следствия по уголовным делам, в том числе коррупционной направленности)- СК РФ.
В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции», одними из основных задач которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Руководителем данного вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок, осуществляемых, в том числе в рамках компетенции Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Указом Президента Российской Федерации был назначен генерал-майор полиции Сугробов Д.А.
Президентом РФ и руководителем МВД РФ при формировании нового структурного подразделения органов внутренних дел по противодействию коррупции была поставлена задача по ведению бескомпромиссной системной борьбы с коррупцией во всех «эшелонах власти» без оглядки на чины и звания. 28 июля 2012 года начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Сугробов Д.А. распоряжением Президента РФ №344-рп был включен в состав вновь созданной межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям, руководителем которой тем же распоряжением назначен помощник Президента РФ Школов Е.М. и с указанного времени согласование направлений деятельности ГУЭБиПК МВД РФ осуществлялось, в том числе в рамках работы данной межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям.
Офицеры, принятые на службу в указанное подразделение (ГУЭБиПК МВД РФ) поверили в то, что заявленная Президентом РФ системная борьба с коррупцией, в том числе среди высших должностных лиц государственных органов, это «не пустой звук», но целенаправленная политика государства, приняв на себя бремя столь ответственной и опасной работы на благо государства и общества. Но в итоге они из основных участников борцов с коррупцией «превратились» в «главные жертвы» тех, кто не заинтересован в положительных результатах борьбы с корупцией.
Вся история борьбы с коррупцией всегда была «усеяна» жертвами тех, кто честно боролся с коррупцией, защищая интересы граждан, организаций, общества и государства. Не является исключением и настоящее время.
В 2014 году в Российской Федерации произошло экстраординарное событие, имеющее прямое отношение к вопросам борьбы с коррупцией, которое в отдельных средствах массовой информации именовалось не иначе как: «Победа коррупционеров над борцами с коррупцией», что если исходить из последствий – дезорганизации работы одного из самых эффективных за последние годы подразделения правоохранительных органов, осуществлявших функции по предупреждению, выявлению, раскрытию, пресечению правонарушений коррупционной направленности в Российской Федерации (Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации), соответствует действительности.
То, что данное подразделение оказалось действительно самым эффективным свидетельствует статистические данные, так только в 2012 году правоохранительными органами выявлено свыше 49 000 преступлений коррупционной направленности, из них органами внутренних дел (ГУЭБиПК МВД РФ) свыше 42 000, то есть свыше 85 % от общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности, в 2013 году правоохранительными органами выявлено свыше 41 000 преступлений коррупционной направленности, из них органами внутренних дел (ГУЭБиПК МВД РФ) свыше 36 000, то есть свыше 87 % от общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности и среди тех, чьи незаконные коррупционные действия были выявлены, оказались высокопоставленные должностные лица Счетной Палаты РФ, Аппарата Правительства РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Росреестра, Правительства Московской области, Управления делами Президента РФ, федеральных государственных учреждений и предприятий, заместители губернаторов субъектов Российской Федерации, региональные министры. Кроме того была пресечена незаконная деятельность преступных групп осуществляющих наиболее крупные операции по отмыванию и выводу денег из реальной экономической деятельности в «теневой» сектор экономики, ежегодный незаконный оборот которых составлял свыше 230 млрд. рублей (условно по фигурирующим в данных делах банкам и лицам, назовем их дела «Мастер-Банка», «Золостбанка» и Магина С.). Данная эффективность была отмечена и экспертами Национального антикоррупционного комитета и Постоянной комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в научном докладе «Коррупция в России: время решительных действий (краткий анализ коррупционной ситуации в России)» от апреля 2013 г. (Официальный сайт специализированной организации «Национальный антикоррупционный проект Российской Федерации»: http://korupcii.net/), которые указали, что «в МВД РФ наметились позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией», указав также, что «в активных мероприятиях антикоррупционной направленности нуждаются другие правоохранительные органы – Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), Федеральная миграционная служба РФ (ФМС РФ), и что крайне важно, Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ)».
В ходе своего выступления на Третьем Евразийском антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции» ( 24 — 25 апреля 2014 года в городе Москве РФ) указанные данные о результатах эффективной работы в том числе ГУЭБиПК МВД РФ подтвердил и начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции кандидат юридических наук О.А. Плохой, который сообщил, что в результате предпринимаемых мер по борьбе с коррупцией базовый показатель коррупции снизился с 29% в 2010 г. до 24% в 2013 г. Количество установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, возросло в два раза.
Столь эффективная борьба с коррупцией не могла остаться без «ответа» со стороны тех, кто не был заинтересован в достижении положительных результатов противодействия коррупции и по «незаконному доходу от коррупционной деятельности» кого был нанесен столь весомый удар.
14 февраля 2014 года, после того когда стало известно о подписании Указа Президента Российской Федерации №80 от той же даты «О некоторых вопросах организации деятельности по противодействию коррупции», которым возложена обязанность проведения заседаний президиума Совета по противодействию коррупции на заместителя Председателя Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, должность которого занимает советник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям Школов Е.М., курировавший работу ГУЭБиПК МВД РФ в рамках межведомственной рабочей группы и как заместитель Председателя Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, то есть после того, как высшим должностным лицом Российской Федерации «был дан сигнал» о том, что работа по борьбе с коррупцией будет продолжена в том же направлении, подтвердившем ранее свою эффективность, для «разрушения заданного вектора» на борьбу с «корпоративной» коррупцией, с явным нарушением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в спешке, на основании материалов, представленных, осуществлявшими оперативное сопровождение сотрудниками Управления собственной безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (того подразделения, которое в отдельных средствах массовой информации РФ /в том числе на сайте pasmi.ru/ часто упоминалось как осуществлявшее государственную защиту лиц, связанных с теневым оборотом денег, так называемой «обналичкой» и выводом капиталов за пределы Российской Федерации, а также как инициировавшего уголовное преследование в отношении ряда высокопоставленных должностных лиц правоохранительных органов, осуществлявших активную борьбу с коррупцией, контрабандой, незаконной банковской деятельностью, с целью дискредитации последних), следователями Следственного Комитета Российской Федерации (того подразделения которое расследовало уголовные дела в отношении руководителей компании «ЮКОС»), было возбуждено ряд уголовных дел в отношении руководителей и сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (руководителя ГУЭБиПК МВД РФ генерала-лейтенанта полиции Сугробова Д.А., его заместителя, генерала-майора полиции Колесникова Б.Б., начальника Управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ полковника полиции Муллаярова С.М., заместителей начальника Управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ Боднара А.Н., Косоурова И.Ю., начальников отделов и сотрудников Борисовского, Чередниченко, Назарова М.С., Назарова А.А., Шерманова, Пономарева, Голубцова, и др.), а также в отношении представителей общественности, оказывавших содействие в выявлении фактов коррупции (Клюшкина А.А., Леонова А.В., Пирожкова, Чухлиба, Ласкина и др.), которых обвинили:
— в превышении должностных полномочий (ст. 286 УПК РФ), по версии следователей Следственного Комитета Российской Федерации, де-факто, заключавшегося в проведении оперативно-розыскных мероприятий «оперативных экспериментов» с участием лиц, добровольно давших согласие на оказание содействия путем участия в данных оперативно-розыскных мероприятиях для проверки достоверности информации о совершении должностными лицами действий коррупционной направленности и их документирования, результатом которых являлось документирование цепи фактов от обсуждения высокопоставленными должностными лицами (Счетной Палаты Российской Федерации, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства, Росреестра и т.д.) стоимости платы за совершение ими действий в пользу взяткодателей или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия либо совершению которых они могут содействовать в силу своего должностного положения, не выполнения ими требований федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», до осознанного, самостоятельного получения денег (незаконного денежного вознаграждения) высокопоставленными должностными лицами за совершение ими действий в пользу лиц, передававших деньги или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия либо совершению которых они могут содействовать в силу своего должностного положения. То, что во всех случаях выявленной противоправной деятельности коррупционной направленности (получении взяток) коррумпированные чиновники застигнутые «врасплох» признавали факты своей противоправной деятельности, в том числе незаконного получения денег за планируемое в дальнейшем совершение ими действий в пользу лиц, передававших деньги или представляемых ими лиц, входящих в их служебные полномочия и добровольно сообщали информацию о последующих «звеньях коррумпированной цепочки» распределения денег за совершение действий в пользу взяткодателей или представляемых ими лиц и давали согласие на участие в оперативно-розыскных мероприятиях с целью выявления этих «последующих звеньев», то что все данные факты задокументированы на аудио- и видеоносители и неопровержимо свидетельствуют о совершении действий коррупционной направленности, то, что ни один из указанных должностных лиц в соответствии с требованиями федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» не сообщал добровольно о фактах обращений коррупционной направленности в органы прокуратуры, либо соответствующие подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, созданных в каждом государственном органе (что само по себе является самдостаточным нарушением требований закона, влекущим их увольнение), то, что в соответствии с действующим российским законодательством органы дознания, к каковым относятся сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ не являются органами уголовного преследования (таковыми являются дознаватели, следователи, прокуроры, ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а соответственно не имеют полномочий на принятие решений о возбуждении уголовных дел, об избрании мер пресечения или иных мер процессуального принуждения, не предъявляют обвинение, не составляют обвинительных заключений, не осуществляют надзорные функции за расследованием уголовных дел, не направляют уголовные дела в суд, не поддерживают обвинение в суде, а результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) не являются доказательствами, а служат сведениями об источниках информации, которые только при процессуальном оформлении их в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства лицами, осуществляющими уголовное преследование, могут стать доказательством по уголовному делу, было просто проигнорировано следователями СК РФ;
— в организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), которое по версии следствия соответствовало структуре ГУЭБиПК МВД РФ, сформированному в 2011 году в ходе инициированной Президентом РФ реформы органов внутренних дел (а фактически смены «вывески» с «милиции» на «полицию») и по утверждению следствия частично осуществляло законную деятельность, а частично с интервалами через год «превращалось в монстра» целью которого было совершения превышений должностных полномочий для улучшения показателей (то есть исходя из предъявленного в настоящее время обвинения, по логике следствия 5 дел, в ходе которых по версии СК России якобы допущено превышение должностных полномочий оперативными сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ, должны были значительно улучшить статистику общего количества выявленных ГУЭБиПК МВД России фактов выявленной противоправной деятельности превышающую за 2011-2013 года – более 78 000).
В период с 14 февраля 2014 года по июнь 2014 года Басманным районным судом города Москвы (в народе именуемом «Забудь надежду всяк сюда входящий», по той надписи которая была начертана на вратах Ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери) в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ и представителей общественности (всего более 15 человек) была избрана мера пресечения –заключение под стражу, которая с тех пор многократно продлевалась только лишь на основании предоставляемых сотрудниками УСБ ФСБ России справок, в которых бездоказательно последними утверждалось, что в случае освобождения сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ скроются, при этом не представлялось ни одного фактического данного позволяющего прийти к подобному выводы (то, что на иждивении генерала Сугробова Д.А. 5 детей, генерала Колесникова Б.Б. -3 детей, то, что в качестве поручителей их явки к следователям и в суд выступили многие сотрудники правоохранительных органов, авторитетные люди, суд просто не заметил). Кроме того, с нарушением требований уголовно-процессуального закона от защиты прав и законных интересов Сугробова Д.А. был отведен его защитник Антонов Г., в отношении которого также было инициировано незаконное уголовное преследование, якобы за разглашение тайны предварительного следствия. Что преследовало цель дополнительного психологического давления.
На протяжении всего времени на содержащихся под стражей сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ оказывается «беспрецедентное» давление (в том числе помещение в «стакан», узкое помещение, позволяющее находиться в нем только стоя и удерживание в нем значительное время в период высоких или низких температур, причинение телесных повреждений в период содержания под стражей, психологическая обработка с вывозом без участия адвокатов) с целью подавления их воли, в результате которого уже имеются трагические последствия, так в мае 2014 года из СИЗО Лефортово в городскую клиническую больницу №5 с черепно-мозговой травмой был доставлен заместитель начальника ГУЭБиПК МВД РФ генерал Колесников Б.Б., а в июне 2014 года он погиб в результате падения с 6 этажа административного здания Следственного Комитета Российской Федерации, куда был доставлен для якобы производства неких следственных действий, в отсутствие адвоката, которого в известность о планируемых следственных действиях даже не ставили. Никто из должностных лиц СК РФ за данные последствия не наказан и не отстранен от расследования уголовного дела, при этом какого-либо объяснения произошедшего трагического события и его причин общественности и защитникам сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ не представлено до настоящего времени (то есть по истечении уже более 5 месяцев).
В то же самое время следователями СК РФ были изъяты из производства различных следственных органов (территориальных подразделений СК РФ, следственного департамента СМД РФ) и прекращены уголовные дела в отношении более 20 высокопоставленных должностных лиц государственных органов, обвинявшихся в совершении преступлений коррупционной направленности, основанием для принятия решений о возбуждении которых явились достаточные данные, содержащиеся, в том числе в материалах оперативно-разыскной деятельности, представленных в различные следственные органы — ГУЭБиПК МВД РФ. А все указанные лица (высокопоставленные должностные лица, факты незаконного осознанного получения денег которыми за обещание совершить действия, входящие в их служебное положение, в пользу передавших деньги лиц или третьих лиц были задокументированы на аудио- и видеоносители и не отрицались последними в ходе уголовного судопроизводства) были признаны потерпевшими и гражданскими истцами (заявив многомиллионные иски к сотрудникам ГУЭБИПК МВД РФ за причинение им морального вреда) по уголовному делу в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, также были признаны потерпевшими и отдельные лица, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры (не отмененные до настоящего времени, например таковым является бывший заместитель главы администрации г. Смоленска Петроченко Н.С., в отношении которого приговор вступил в законную силу в 2012 году), которыми они признаны виновными в совершении преступлений коррупционной направленности. При этом указанные, «пойманные за руку» после получения «незаконного вознаграждения», высокопоставленные чиновники, не сообщавшие о фактах обращения коррупционной направленности к ним ни работодателю, не в правоохранительные органы, в порядке установленном ФЗ «О противодействии коррупции», ранее признававшие незаконность получения данных денег за совершение действий с использованием своего должностного положения в пользу дающих, в настоящее время вопреки сведениям, содержащимся на видео, аудиозаписях, полученных в ходе ОРМ, сообщают в показаниях «нелепые истории» о том, что крупные суммы денег «получали в заем», «что брали их без особого желания» и тому подобные объяснения, а следователи СК РФ, игнорируя результаты ОРМ («закрывая на них глаза»), признают их жертвами «оборотней в погонах». В качестве примера приведу одну из стенограмм разговора, опубликованной ранее в СМИ, так называемой «жертвы провокации»:
«К.- вот смотри… по этой компании ребята принесли нам пять.
М.- у меня решения нет. Я посмотрю сегодня все наши документы…
…М.- так и че? Мы сейчас с тобой…я…только с тобой…восемнадцать. Все. Ничего больше. У нас ничего больше нет. Другой вопрос –поставить их в план и в следующем году «долбануть». Это можно сделать. Давай так поступим.
К.- давай. Да.
М.- поставим их сейчас в план. Дадим и Вам. Напишем, что поздно обратились. Зацепиться есть за что. У нас письмо Главгосэкспертизы. Они у Вас смотрят это письмо. Там прицепляются обращаются.
К.- хорошо.
М.- и мы на следующий год их включаем. И все делаем.
К.- хорошо.
М.- идет?
К.- да. Давай так, три тебе и мне два.
М.- хорошо.
К.- да? Пять дали. Ну пополам давай.
М.-…я с начальником поделюсь тогда.
К.- да.
М.- я начальнику отдаю тогда?
К.- да.
М.- прям на улице? Вы что!
К.- пошли зайдем туда.
К.- …так это твой миллион…
М.- ну мы тогда с начальником поговорим, как дальше делать. Хорошо?
К.- да. Письмо самое главное дай.»
Допрошенный следователями ГСУ СК РФ в качестве потерпевшего по уголовному делу в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ М., относительно указанных выше обстоятельств показал, что сумку с 3 миллионами рублей К. передал ему в долг для приобретения квартиры. И следователей ГСУ СК РФ данное объяснение «вполне удовлетворило», несмотря на наличие аудио-, видеозаписей содержащий указанный выше разговор и иных фактических данных опровергающих указанные показания. Они посчитали данные показания достаточными для принятия решения о прекращении уголовного преследования в отношении М., признания его потерпевшим от действий сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, предъявления обвинения оперативным сотрудникам ГУЭБиПК МВД РФ в превышении должностных полномочий, заключающихся в производстве оперативно-розыскных мероприятий в отношении М. и документирования его противоправной деятельности. То есть, «слова» чиновника-«коррупционера» (исходя из широкого понимания данного слова, как «порча») оказались более «весомее» «бесстрастных» (видео-, аудиозаписи, содержащимися на носителях информации лишены «субъективизма») фактических данных.
За все время расследования уголовного дела в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ сотрудниками СК РФ и УСБ ФСБ РФ не установлено ни одного факта получения незаконного вознаграждения за использование своих должностных полномочий или совершения действий вопреки интересам общества и государства в действиях сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ. За 3 года работы ГУЭБиПК МВД РФ под руководством генерал — лейтенанта Сугробова Д.А. подобных фактов не было.
Итог всего этого плачевен:
Распоряжением Президента РФ от 1 сентября 2014 года №281-рп, Сугробов Д.А. исключен из состава межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, в которой с 8 мая 2014 года по 1 сентября 2014 года находился уже будучи содержащимся под стражей в СИЗО «Лефортово» г. Москвы.
Все действующие сотруднику ГУЭБиПК МВД РФ в сентябре 2014 года получили уведомление о сокращении должностей, которые они занимают, а с 1 декабря 2014 года будут откомандированы в распоряжение Департамента государственной службы и кадров МВД РФ, то есть фактически останутся сотрудниками полиции без назначения на конкретную должность. ГУЭБиПК МВД РФ будет реорганизовано и штат сокращен с 645 человек до 400 человек. 90% сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, наработавших опыт выявления дел коррупционной направленности, в назначении в новый штат отказано.
Очевидно, что в ближайшем будущем никто из сотрудников полиции, зная о судьбе сотрудников ГУЭБиПК МВД совершать действия по выявлению и пресечению противоправной деятельности высокопоставленных должностных лиц государственных органов, а вся борьба с «коррупцией» вновь «скатиться» к борьбе с «бытовой» коррупцией и формальному повышению статистики за счет количественных показателей.
Заканчиваю свое выступление риторическим вопросом: Cui prodest? Кому это выгодно?
Меня вся данная ситуации вдохновила на следующие строки:
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
Навесили на Справедливость ценник,
Оделись в черный балдахин,
Весы установив, для мзды обмерник,
Залили в уши парафин.
Не слыша звуки боли, горя, сути,
«Отвешивают» строго по весам,
Которых чаша злата, весит больше чаши жизней, судеб,
А чаша фактов меньше чем процентов план.
Растут дворцы служителей Фемиды
Их роскошью поймали на крючок.
Они давно орудие корриды
Приказ для них властителей щелчок
Невинных жертв не трогают их стоны
Их каменное сердце не стучит
Они плебеи власти, ею создаваемые клоны,
В которых совесть уж давно затравленно молчит.
Ворота к Истине все наглухо закрыты
И заржавел в них замкнутый замок
И справедливость страждущих вокруг тела зарыты.
Их уничтожил беззакония клинок
Пора, пора объединиться
И храм Фемиды вычищать
За торгашей от власти всем народом дружно «приниматься»,
Судей-пажей из храма выгонять.
И как Авгиеву конюшню,
Омоем свежею струей,
Судейской иерархии «гадюшню»
Доверие спасет лишь «ход ладьей».
Адвокат Э. Исецкий